Почаев

Святыни обители.

Частицы мощей более ста двадцати Угодников Божих (храм Серафима Саровского)

Копия Почаевской иконы Божьей Матери (храм Святого Духа)

Иверская икона Божьей Матери  (храм Всех Святых)

Икона Божьей Матери "Споручница грешных"

Чудотворный крест преп. Никиты Столпника, Переяславльского чудотворца (храм Серафима Саровского)

Плачущие иконы неизвестных святых угодников Божьих  (храм Серафима Саровского)

мироточивая глава неизвестного святого с Киево-Печерской Лавры  (храм Серафима Саровского)

 

 

Местность, где первоначально основана древняя православная обитель, представляла собою густой, непроходимый, девственный лес, в котором привольно и в большом изобилии жили дикие звери и птицы. Казалось, что в целой Европе не было места для обитания их более выгодного, чем то, какое имели они в этих лесных пущах. Живописная, богатая дичью местность, привлекала к себе внимание окрестных жителей. Бывало, соседние помещики (т.е. бояре) со своими людьми приезжали в эту местность не столько, впрочем, для охоты, сколько, по замечанию Туркула (богобоязненного и благочестивого помещика из Тарнополя) для того, чтобы полюбоваться местностью и посмотреть красоту ее обитателей. Приезд помещиков с людьми и охота в этих местах бывали два раза в год осенью и весною. Однажды избранная гора была для , них постоянным местом отдыха и ночлега, и на этой же горе удостаивались они редких и замечательных видений.

 Храм Всех Святых


Одно из таких необычайных видений случилось в ночь 25 ноября 1197 года. Тогда приехали на охоту все обыкновенно, приезжавшие человек до тридцати. Ночь была темная, а потому охотники развели большой огонь и все собрались вокруг него. В это время, с западной стороны раздались раскаты грома, направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники, и тут прекратились. В эту минуту над огнем появился олень. Не предавая пока этому, как казалось им, естественному явлению особенного значения, охотники принялись пускать в оленя стрелы, но, тем не менее, его не убили. Выпустили в него пятнадцать стрел, а он стоял преспокойно и неподвижно. Заинтересованные этим необычным явлением, охотники пошли посмотреть, что случилось с оленем, но, не дойдя к нему шага два, потеряли его из виду. Олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пора­женные таким видением, охотники возвратились к своему месту и начали воздавать хвалу Богу. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам.

Надвратная церковь

Весной 1198 года 17 апреля снова приехали на охоту в эти местности те же помещики. Местом для отдыха и ночлега ими была выбрана та же самая гора. И вот в последнюю ночь их пребывания на горе помещику Туркулу явилась во сне Дева и сказала: «Вы избрали себе это место для ночного отдыха и весьма полюбили оное, и Я возлюбила его, ибо на нем явилась, и будет во веки возноситься хвала и честь к престолу Отца Небесного...» Пробудившись от сна, помещик увидел над собою, на высоте не более девяти локтей от земли, как будто бы пучок горящей соломы. Сейчас же разбудил он всех своих товарищей. Когда те встали, то увидели, что огонь стал перелетать на гору западную. Чтобы исследовать это чудесное видение одна половина охотников отправилась на ту гору, куда полетел огонь, а другая осталась на месте в раздумье что бы это значило? Огонь начал перелетать с одной горы на другую: прилетит на одну гору, постоит там в воздухе минут пять, потом перелетит на другую и там пробудет столько же времени и возвратится на первую гору, и так продолжалось довольно долго. Все собрались вместе на ту самую гору, где ночевали, а огонь, как и прежде не переставал перелетать с одной горы на другую. Наконец полетел он на гору западную и начал летать над ней во все четыре стороны, затем вылетев на середину ее стал в воздухе над самой землей. Так простояв с полчаса, огонь скрылся в воздухе, оставив после себя след в виде огненного шнурка. Все, видевшие это, пришли к несомненному убеждению, что действительно это место святое и как временный памятник в знак виденного там чуда, выкопали небольшую пещеру. Посредине ее сделали из земли круглый, обложенный глеем стол, положили на нем хлеб, соль и воду, а по сторонам пещеры на деревьях сделали надписи, свидетельствовавшие о чудесном видении. А на другой, западной горе, положили камень, обсадив то место деревьями по количеству людей, видевших чудо. С тех пор, гору с пещеркой стали называть Скит-гора, потому что охотники довольно часто «скитались» там, проводя время на охоте. По прошествии пяти лет Иоанн Туркул построил над пещерой из дубового дерева часовню.

Прп. Мефодий

В феврале1213 года Туркул познакомился с проезжавшим близ его имения афонским монахом Мефодием (будущим первоначальником Монастыря-Скита). Богобоязненный помещик сердечно принял у себя гостя и по обычаю оказал ему самое глубокое уважение и гостеприимство. Туркул под живым впечатлением видения, какое было ему в ночь 17 апреля 1198 года на Скит-горе, хотел рассказать о нем своему новому знакомому, но Мефодий остановил его и сказал: «Не рассказывай мне об этом чудесном видении, я сам расскажу, что ты видел, только распорядись, когда пойдем мы на эту гору, взять с собой какой-нибудь плотницкий инструмент». Когда они пришли на гору, Мефодий взяв топор, быстро приготовил им на стволе липы, росшей перед часовней, чистое поле, и на нем сделал изображение Божией Матери стоящей в пламени, сказав при этом: « Вот в каком виде явилось тебе чудо Божие на этой горе». Иоанн понял, что и Мефодий каким-то чудесным образом тоже был свидетелем явления Богородицы.

   Верхний и нижний храмы (Святого Духа и Серафима Саровского соответственно)

Все поклонились образу и усердно помолились перед ним. Мефодий при этом сказал, что на этом месте будет построен монастырь, слава которого будет велика, ибо место это святое. Здесь же явлено было Богородицей и первое чудо от Ее образа по молитве преп. Мефодия. К угоднику Божию обратились пришедшие вместе с помещиком несчастные родители больного ребенка с просьбой исцелить дитя. Он внял их мольбам и, взяв ребенка на руки, поднес к образу Божией Матери, благословил и отдал родителям совершенно здоровым.

За два дня перед отъездом на Афон (а гостил Мефодий у Туркула восемь дней) он написал другой образ Богоматери стоящей в пламени, и, благословляя им Иоанна, велел отнести икону на чудесное место. Уезжая, он завещал помещику побывать в Греции и посетить тамошние монастыри и храмы, не оставляя при этом и святого места без должного внимания.

Два года спустя исполняя свое обещание Туркул отправился в путешествие, но в дороге тяжело заболел. Молясь о разрешении от недуга, он дал обет Богу построить храм в случае исцеления. Болезнь вскоре прошла, и Иоанн продолжил свой путь. Посещая греческие обители, он прибыл на Афон. Там встретившись с Мефодием, помещик снова завел разговор о чудесном видении бывшем на Скит-горе. Устроением Божиим Мефодий, вместе с Иоанном вновь отправляется на Русь, чтобы построить обещанный помещиком храм.

Не заходя в дом Туркула, 16 августа 1219 года, они прибыли на Скит-гору и стали свидетелями еще одного видения. Мефодий тогда решил до самой своей смерти не оставлять того места. Туркул пошел домой в имение Урнин, а преподобный остался подвизаться на горе в полном уединении. Вернувшемуся помещику вместе с семьей Мефодий сказал: «С той поры как я здесь, в продолжении четырех дней, не было ни одной ночи без чудесного видения. Чудо является над горой, локтей на десять от земли, и показывается в виде образа Богоматери стоящей в пламени, но скрывается оно с моих глаз на горе западной. Это означает, что сия гора есть зачало, а та - конец славы народа православного. Остается одно - основать здесь монастырь, ибо видно, что народ верующий будет получать здесь великие милости и помощь от Бога, особенно при заступничестве Пресвятой Богородицы, Которая на сем месте земного удела Своего, не перестанет являть ему Свой покров и защиту во всех бедах и злоключениях земных».

По окончании беседы Туркул с своим семейством снова уехал домой, а преподобный Мефодий, вдали от треволнений мира, проводил время в бдениях и молитвах, которые от юности возлюбил более собственной жизни. Дикие звери, рыскавшие в этих лесных пущах временами окружали часовню и страшным ревом оглашали пустыню, но, почуяв молитвенное благоухание, переменяли свой грозный нрав, подобно кротким агнцам располагались у открытого входа в часовню и с выражением необыкновенного любопытства как разумные Божьи твари слушали богослужение. Когда Мефодий оканчивал свои молитвы, звери удалялись от часовни и снова подымали свой рев. Таково было уединенное житие преп. Мефодия в этом пустынном месте. Пребывая в молитве день и ночь, он питался одними лишь лесными кореньями и грибами.

Спустя две недели Иоанн приехал со своими людьми и разрешением от помещика Центера построить монастырь на вершине горы ему принадлежащей. Так 29 августа 1219 года помещиком Туркулом, по благословению преп. Мефодия был заложен Монастырь-Скит. Самое же место основания его, представлявшее доселе безлюдную пустыню, названо «Почаев», по той   причине, что здесь «поча» т. е. начало являть себя чудо Божие, чудо Девы. В первый же день было избрано место более всего удобное для постройки монастыря. Мефодий со святым крестом в руках, принесенным им из Греции, освятил оное, окропив святою водою и не только одно это место, но и всю гору до самого ее подножия. А затем пошли на гору западную и там сделали то же самое. Когда было окончено освящение, день уже склонялся к вечеру. Все принимавшие в нем участие собрались в одно место и принялись за пищу. Настала ночь. Люди, числом двенадцать, и сам Туркул расположились вокруг разведенного огня, а преп. Мефодий проводил это время на молитве в часовне. И в эту ночь начало являть себя чудо Божие в присутствии всех товарищей. С полуночи вся гора в течении трех часов была освещена каким-то необычным светом. Затем свет перешел на западную гору и освещал ее до самого утра. С появлением же утренней звезды весь этот свет соединился в один светлый шар и скрылся в воздухе, оставив по себе, на непродолжительное время, след световидного шнурка, протянутого в воздушном пространстве над горами. Все бывшие здесь, объятые страхом, всю ночь до утра провели без сна в молитве. Мефодий в то же время имел другое чудесное видение в своей часовне. Ему показалось, что из часовни образовался большой монастырь, подобный Афонским во имя Пресвятой Девы Богоневесты и Илии Пророка. Утром, рассказав друг другу о виденном и уразумев волю Господню, все усердно помолившись, принялись за дело постройки обители. За полгода уже был построен деревянный храм с кельями для двадцати монахов. За все время постройки монастыря не было ни одного чуда, а если и бывали какие, то только в часовне, и свидетелем их был один лишь Мефодий. О них Преподобный не рассказывал никому, а только сам тщательно записывал каждое на стенах внутри часовни. По окончании строительства в 1220 году, монастырь с большой торжественностью был освящен в честь Преображения Господня. В оный вступили, приняв монашество, и двенадцать его строителей: Николай, Иероним, Фома, Матфей, Андрей, Станислав, Петр, Филипп, Иосиф, Юлиан, Вонифатий и Александр. Игуменом избрали они преподобного Мефодия, которому обещали усердно исполнять все, не исключая и самые тяжелые монастырские работы.

При входе в монастырь, с правой стороны, стояла довольно большая, четырехугольная постройка из дубового дерева. Она соединялась с храмом и содержала в себе помещение для монашествующей братии. У врат обители, с левой стороны, осталась в неизменном виде прежняя часовня, в которую каждую ночь преп. Мефодий ходил на молитву. Монахи проводили жизнь очень скромную и благочестивую, за что и снискали себе уважение людей не только живущих в ближайших окрестностях, но и в местах более отдаленных и даже среди иноверных. Строгий порядок монастырской жизни, христианское радушие, с которым братия предлагали «хлеб и соль» посетителям обители, привлекали к этому месту со всей округи в большом количестве странников и богомольцев. На всех приходящих это место производило такое глубокое впечатление, что некоторые из них пренебрегая всеми своими земными благами, не покидали его до самой своей смерти. Даже разбойники, посещая эту обитель, проникаясь богослужением, забывали свою злобу, и благодать Божия касалась их сердец так, что многие из них оставались в монастыре навсегда.

Здесь наблюдался такой прекрасный порядок, какой можно было видеть лишь в монастырях греческих. Все необходимое для богослужения - книги на славянском языке и священнические одежды, принесены были из Греции преп. Мефодием. Порядок служб церковных в течении целого года был обычный, но перед каждой седмицей и каждым праздником Мефодий давал братии особенные указания относительно Богослужения и поста. Самые строгие предписания были в Великий Пост пред Пасхою и в пост пред Рождеством Христовым. В эти посты, один раз в сутки, а то бывало что и после двух суток на третьи, разрешалось есть кусок хлеба и пить кружку воды. В некоторые праздничные дни дозволено было есть с елеем и то раз в сутки. В первый же день Пасхи и на Рождество Христово разрешалось употреблять молочную пищу, а на Преображение - рыбу. Так в строгом воздержании проводили жизнь свою иноки почаевские на Скит-горе. Трудясь на духовной ниве своей души, братия сами же исполняли и все монастырские работы, как в самой обители, так и вне ее: на поле, в лесу и на сенокосе... Монастырю принадлежало тогда на сто тридцать дней пахотного поля; сенокоса на триста косарей, а леса - пространство, для обхода которого надо было десять часов времени. Все это дано было обители в вечное владение помещиком Центером.

Преп. Мефодий до глубокой своей старости не переставая, трудился на благо обители, но за два года до смерти почти перестал выходить из часовни. Когда же заболел и возлег на смертном одре, то, призвав всю братию, сказал: «Я уже отхожу от вас, поэтому для руководства и управления сами изберите из вашей среды чернца, который бы право правил вами и вашим монастырем». При этом завещал, чтобы после его смерти могилу ему устроили у «неприступного камня», приготовленного им еще при жизни. Прожив 137 лет в подвиге и молитве преподобный Мефодий почил в своей любимой часовне, и никто не был свидетелем его кончины. Утром 3 июня 1228 года инок пришедший навестить преподобного, нашел тело его уже бездыханным. Возвратившись в обитель, он объявил всем, что Мефодий уже преставился. Тогда пошли к нему все чернцы и нашли его умершим, с руками, сложенными на груди. Посмотрели они с глубокою скорбью на отца своего, в лице которого утратили доброго наставника и попечителя,   удерживающего   их   в   должном   исполнении   всех   обязанностей   и   уставов монастырских. Добрый тот пастырь, который пасет овцы своя. Мефодий поистине был пастырь добрый, ибо он всего себя отдавал за свою братию на подвиг молитвы, день и ночь не переставая, молился он, дабы Господь не оставлял их без Своей благодати. На третий день по преставлении, с подобающей честью погребли тело преподобного на приготовленном им самим, недалеко от часовни месте. На могилу, как завещал Мефодий, положили камень с начертанием сделанным братией: « Зде лежит строитель и страж места святого сего».

Несомненно великим угодником Божиим был преп. Мефодий. Житие его есть свидетельство пламенной любви к Богу, Который щедро облагодетельствовал его Своими дарами. Возлюбив евангельскую нищету, он отрекся от мира и яже в мире. Горя любовью к людям, он исцелял прокаженных, изгонял духов злобы, воскрешал мертвых. Даром слова приобретал множество душ человеческих для царства Небесного. Обращая к вере язычников и разбойников он приобрел множество братии, которые, оставив все, следовали за ним, учились его мудрости и подражали его подвигам. Он был слугою Божией Матери, Которая и послала его на Почаевские горы основать здесь обитель и множество других монастырей в округе. Будучи добрым хранителем своего монастыря, при жизни, не покидает ее и по своем преставлении. Вот только несколько чудес, которые свидетельствуют о величии его заслуг перед Богом.

Год 1240 исполнился великой печали и страха. Многие государства пали под нашествием татарских орд направляющихся из прикаспийских степей. Огнем и мечем уничтожали они все на своем пути и множество людей уводили в рабство. Появились татары и в окрестностях Монастыря-Скита. Уверенные в своей силе, войдя в монастырь, они потребовали всю золотую и серебреную утварь. Игумен Николай с братией пали на землю пред иконой Богородицы и стали умолять Матерь Божию защитить обитель. Опустошив монастырь, татары отошли за ограду, и там усевшись вместе стали веселится и радоваться в кругу своего сборища. Семь из них пошли к инокам и стали допрашивать, где тот начальник вашего монастыря, который отгонял нас, называя богохульниками. Иноки им сказали, что преподобный Мефодий уже умер и указали место его погребения в часовне. Татары пошли в ту часовню и на глазах иноков открыли гроб. Тело преподобного Мефодия оказалось нетленным, и как будто сегодня в гроб положенное. Они, обнажив нетленное тело вынесли за ограду и хотели сотворить над ним поругание. Вскрикнув громким голосом, татары вонзили мечи в тело преподобного. Как только мечи коснулись тела, тот час брызнула кровь на все стороны, от чего все семеро стали недвижимыми, немыми и слепыми.

Игумен Николай придя на место чуда сказал, чтобы отдали тело преподобного, так как за это поругание Пресвятая Дева Мария посылает на них казнь. Семеро татар упали лицом к ногам игумена и так подали знак, что преданно останутся чтить Матерь Божию, лишь бы Она возвратила им здоровье, а тело великого слуги Её обратно положат в могилу. Игумен велел отнести их в монастырь, а сам стал перед иконою Матери Божией с молитвой о их исцелении. По окончании молитвы, татары, получив исцеление, поклялись всю жизнь служить Матери Божией в этой обители.  Братия с игуменом вышли из монастыря   к   телу   преподобного   Мефодия, окруженного татарами. Лик преподобного сиял, как солнце,  а тело было подобно  багровому огненному столпу. Татар объял такой великий страх, что они не могли даже смотреть на святого.

Все  бывшие  здесь  с  великим  благоговением приложились   к   нетленным   мощам   угодника Божия.   Затем   иноки   по   повелению   игумена принесли тело к пруду, и, когда хотели омыть его, то   здесь   забил   новый   источник,   названный впоследствии источник Живой воды. Омыв этой водой   тело   преподобного   от   крови,   все   с удивлением заметили, что на нем не осталось ни одного знака от ран оно было здорово, только без жизни.   Принеся  в  монастырь  святые  мощи, иноки стали усердно молиться к Божией Матери дабы Она указала место, где  положить тело преподобного Ея слуги.

Татары, вразумленные таким чудом, возвратили обители все ими отнятое, приложив к сему свои богатые дары. А когда уходили, то пообещали всю свою жизнь не подходить к монастырю со злобою и душегубством. «Чтобы наши руки отсохли, язык прилепило к гортани и глаза ослепли, если только замыслим что-нибудь против Матери Божьей» - сказали они. Тело преподобного Мефодия пробыло в монастыре три дня. В третью ночь всей инокам было явлено во сне, чтоб мощи его положить согласно завещанию в часовню, в место, которое он возлюбил еще в своей земной жизни. На следующий день иноки взяли святые мощи преподобного Мефодия и, обойдя с ними трижды вокруг монастыря, занесли в часовню и там положили тело отца своего. Свершилось сие в 20-22 дни августа 1240 года.

В те три дня многие люди получили исцеление только приложившись к телу преподобного Мефодия.

Так в первый день исцелился инок Феодосии, у которого целый год были неподвижные ноги.

В тот же день Иоанн и Анна принесли своего ребёнка восьми лет от рождения не владеющего своим телом по имени Андрей. Когда родители приложили дитя к телу преподобного, он в тот час стал здоровым и начал вместе с иноками хвалить Бога.

В третий день пришли в обитель семь слепых нищих. Они поклонившись преподобному Мефодию с горькими слезами начали целовать его стопы и громким голосом восклицать: «О великий и праведный раб Пресвятой Девы Марии, Матери Божией! Подай нам зрение!» По окончании молитвы они встали уже зрячими. Даже иноверные придя сюда лишь по одному любопытству обретали здесь веру.

Более четырех веков развивалась и процветала благодаря предстательству и молитвам преп. Мефодия его обитель. В XV веке здесь была основана богословская школа; священно-служащих было двадцать пять человек, а всех с монастырскими филиальными сто. А немного позже была заведена типография. В то время Монастырь-Скит имел первенство над монастырями Подольскими, Белзскими, Волынскими и был, так сказать, благословенной горой и святым местом в этой земле до средины XVI века. Не миновали обитель и многие бедствия. Два раза Скит подвергался разорительным нападениям. Три раза свирепствовала моровая язва, и в третий раз так жестоко, что из числа всей монастырской братии осталось в живых лишь пять чернцов. Все эти беды постигли обитель в XVI веке. Оставшиеся монахи переселились к своим собратьям на соседнюю, западную гору, где Матерь Божия еще в 1240 году оставила на камне след Своей правой стопы, источающий целебную воду.

Периоды запустения и возрождения Скита

С переселением братии в новую обитель теряется и история Монастыря Скита, продолжение которой мы находим уже в средине XVII века. Тогда, вероятно еще при преп. Иове Почаевском и с его настоятельского благословения была возобновлена иноческая жизнь на Скит горе. Чтобы сохранить единство с Почаевской братией собиравшейся на молитву в построенную Феодором и Евой Домашевскими церковь Святой Троицы, скитская братия также выстроила у себя Троицкий храм, от чего и Скит стал уже называться Духо-Сошественским или Троицким.

Как видно из документов Лаврского Архива, к 1 июню 1714 года, когда Луцкий епископ Иосиф (Выговский) передавал имущество скита вместе с имуществом Почаевкого монастыря новоизбран­ному игумену Пахомию (Заблоцкому), Скит тогда был приписан к Почаевской обители, имел своих настоятелей и повидимому процветал. Но спустя немного времени, по попущению Божию Скит вместе с Почаевским монастырем перешел в руки униатов-базилиан. В 1728 году они выстроили здесь вместо старой, новую церковь во имя Святой Троицы с келиями для чернцов.

После третьего раздела Польши в 1795 году многие польские, западнорусские и украинские земли, в том числе и Волынь с Почаевом отошли от Польши и были присоединены к Российской империи. С этого времени на этих землях началось массовое добровольное возвращение   униатов   в  лоно   Православной Церкви. Тогда скитские базилиане чувствуя, что при русском царе им не удержать за собою отнятого у православных Скита, сначала как нерадивые хозяева обратили его в экономию, потом продали его графу Чарторыйскому. Время, когда именно Скит прекратил свое существование точно не известно. Известно лишь только, когда в 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православным, в составленной при этом описи имущества Скит уж не упоминается.

Новый владелец Скита, католик, желая надругаться над Православной святыней, решил из Скитского храма построить псарню для своих собак. Для этого он, разобрав храм, стал перевозить его к своей резиденции в село Алексинец. Крестьяне села Борщовки встретив на пути управляющего делам графа Чарторыйского, выпросили у него иконы и часть материала церковного дл устройства у себя часовни. Позже (около 1880-х годов) эта часовня была переделана в полный храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова достроением к ней средней и алтарной части с иконостасом.

По перенесении храма Скит окончательно был заброшен. Оставшиеся строения обрушились и покрылись мусором. Гора вновь заросла диким лесом, как то было до основания Скита. Так прошло почти столетие. Память о некогда существовавшей здесь скитской обители стала постепенно угасать, и лишь только обломки иконостасов и надписи на иконах в соседних приходских церквах, да живое воспоминание стариков, готовое через несколько десятилетий перейти в смутное предание передавали о некогда ее существовании.

Но забытая в памяти людей обитель не была забыта Богом. В 1896 году в устроенное епископом Житомирским и Волынским Модестом, археологическое общество, попала старинная рукопись, излагавшая первоначальную историю Почаевского Монастыря - Скита. У многих она возбудила большой интерес к обители, прославленной многими чудесами Пресвятой Богородицы и Её угодника преподобного Мефодия. Благочестивый интерес не миновал и Лаврского священноначалия. Стараниями владыки  Модеста  в  марте   1900  года по прошению Духовного Собора Лавры Священным Синодом было дозволено выкупить у помещика Ржищевского участок земли, слывущего в простонародье под названием «Скиток» для возобновления древней обители. И уже в 1901 году и прежнем месте вновь был заложен Скит во имя Святого Духа.

По сохранившимся записным воспоминаниям можно представить себе каким тогда представлялся Скит приезжему паломнику: «Богомольцы поднимаются на святую Скит-гор, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной дороге, окруженной, как стражами деревьями великанами. В стороне от дороги видны пруды. Где-то здесь у подножия, как гласит предание, был источник чистой воды; заложенный каменной плитой и засыпанный землей недоброжелателями во времена атеистического гонения. Поднявшихся   на   гору   богомольцев, встречает вратарная церковь Онуфрия Великого. На   просторной,   ровной   площадке   стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитектурой напоминающая древнюю. Слева от нее келий для братии, а за ней домик наместника Скита с церковью во имя Всех Святых. Внизу, под Свято-Духовской, расположена   теплая   церковь   во   имя Преподобного Серафима Саровского». Главный скитской храм построен из жженого кирпича в два этажа. Над   передней   частью   церкви возвышается колокольня, а над средней - главный, большой купол,   окруженный   пятью малыми   главками. Освящена церковь была в 1903 году.

Главный престольный праздник День Святаго Духа. Накануне этого дня, на Троицу, после обеда, при большом стечении народа приносили крестным ходом из Лавры на Скит Почаевскую чудотворную икону Божией Матери, перед ней служили молебен, потом бдение, на котором помазывали богомольцев освященным елеем архиерей. На следующий день отправлялась архиерейская служба и молебен. После этого чудотворную икону переносили в Лавру.

 

Скит,  поднявшись из запустения, скоро снова достиг своего духовного и материального расцвета. При обители был огород, сад, пасека. В свободное   от   богослужения   время   каждый насельник нес назначенное ему послушание: на кухне, кто в трапезной, кто на огороде, а кто по хозяйству.   Ежедневно   отправлялось  богослужение: с вечера вечерняя, повечерие и монашеское правило, утром  - полунощница, утреня, обедня. Скитом заведовал назначенный из Лавры иеромонах.  Возобновлен  был древний общежительный Мефодиевский устав. Все доходы Скита  поступали  в  общую  братскую  казну. Братия имели общую для всех трапезу, получала одежду   и   обувь.   Богослужения   посещались всеми неопустительно: сами пели, читали, прислуживали в алтаре, вознося хвалу Пресвятой Богородице за незримый Ее Покров.

 

Но вновь грозовые тучи. Матерь Божия, вся в черном одеянии, с омофором в руках явилась в 1958 году над Троицким собором Свято-Успенской Лавры, предвещая беды на Святых Почаевских горах.

Год 1959. В уединенной иноческой обители атеистический разгул. 10 августа Скит закрывают, монахов переселяют в Лавру, где их тоже ожидают жестокие испытания. Хозяйство разоряют, а храмы оскверняют. В Свято-Духовской церкви размещают склады; в церкви Всех Святых размещается клуб; во Святая Святых Святом Алтаре, на месте святого Престола бильярд.

Но Бог поругаем не бывает. Секретарь Почаевского райкома Ичанский, лично участвовавший в закрытии Скита, срывая иконы в храмах, на вопрос не боится ли он Бога ответил: «Если есть Бог, то пусть он отнимет у меня самое дорогое». В этот день в инженерно-химической лаборатории Львовского автозавода погибла его любимая дочь, только начинавшая свой трудовой и жизненный путь после института.

Три десятилетия господствовали безбожники на Святой Скит-горе, но Господь и тогда не оставлял обители. В храмах по ночам, как вспоминают очевидцы, слышалось ангельское пение.

8 августа 1990 года вновь затеплилась лампада монашеской молитвы в Скитских храмах. Возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря. Вернулись в святую обитель многие Святыни.

Святыни и чудеса исцелений

 

 

В шести мощевиках находятся частицы мощей более ста двадцати Угодников Божиих и многих других святынь со всего мира. Благодать Духа Святого, некогда обильно почивавшая на этом месте, не перестает являть свою силу и в нынешнее время. Много богомольцев посещавших обитель получали здесь исцеления. В недавнем времени один больной глазом, приложившись к  копии Почаевской иконы Божией Матери (которая находится на иконостасе в храме Святого Духа) возвращаясь домой, получил исцеление.

В 1950 году приезжала из г. Чкалова монахиня Варвара (в миру Путятина Елена). С трудом передвигавшаяся на двух костылях и поддерживаемая под руку инокиней Марией (Никитиной), приложившись Почаевской иконе Божией Матери, получила исцеление и уехала домой без костылей.

 

 

 

Одна женщина рассказывала, что муж долго болел горлом. Ей посоветовали поехать на Скит и купить восковую свечку, что она и сделала. Свечу она отвезла домой и дала мужу. После некоторого времени как свеча погорела, он ее потушил. Дымок свечи попал ему в горло, и он исцелился болезни. Об этом она рассказала, когда во второй раз посетила обитель. Раба Божия Галина К. приехала  в нашу обитель с сыном Богданом, больным на миокатию. Полночи перед приездом сын её читал акафист Божией Матери. В церкви Всех Святых у Иверской иконы Божией Матери (написанной в 1912 году на Афоне), больной разогнулся и окрепшими ногам сам пошел домой.

В 2001 году во время Веснощного бдения больного Максима из Минска после елеопомазания восстановилось зрение.

 

Одной  из  святынь  обители есть обновившаяся икона БожиейМатери "Споручница грешных". В 1992 году в доме священника села Любимовка   Каховского   района Херсонской области в присутствии его самого и других прихожан на потемневшей от времени иконе начали появляться лики Богоматери и младенца Христа.  Тот час батюшка с людьми начал служить акафист Божией Матери. Неожиданно для всех ребенок, которому еще не было и двух лет, вместе со всеми  спел  приветствие Божией Матери: "Радуйся, Невесто Неневестная!" У той же иконы начали проявляться у людей и душевные болезни (одержимость). Тот же священник от иконы получил в сонном видении указание, что ему необходимо поменять место служения в другую епархию. В 1995 году по Божьему благословению икона была подарена в монастырь.

Но более известной святыней Скита является Чудотворный Крест преп. Никиты Столпника, Переяславльского чудотворца. Это один из тех Крестов которые носил на себе преподобный.

В 1995 году мать с сыном Никитой, больным кожным стафилококом с 1993г., из города Хотын Черновицкой области, приехали в Скит. На мальчика одели Крест преп. Никиты и он исцелился от своей продолжительной болезни.

10 сентября 1997 года в храме Святого Духа при надевании Креста от раковых опухолей исцелилась жительница села Россошаны Черновицкой области Людмила Коломыйко.

Особенно ощущают благодатную силу и получают помощь от Чудотворного Креста люди, одержимые злыми духами.

В храме преподобного Серафима Саровского есть плачущие иконы неизвестных святых угодников Божиих, которые находятся в иконостасе и если хорошо присмотреться, то до сих пор видно следы их слез, также мироточивая глава неизвестного святого с Киево-Печерской Лавры.

Особый интерес представляют иконы батюшки Серафима. Одна из которых написанная Дивеевской монахиней на части камня, на котором он молился 1000 дней и ночей с изображением его молящегося на этом самом камне. А вторая - храмовая икона преподобного с частичками его мантии и мощей.

Также немало богомольцев получают врачевание своих болезней и от воды из монастырского 100-метрового колодца. По рассказам очевидцев, много исцелений от воды было еще и до закрытия Скита. Люди после его закрытия все же не переставали приходить сюда, чтобы почерпнуть целительной воды. Тогда власти, чтобы отогнать приходящих, влили в колодец переработанное машинное масло. После открытия обители стараниями братии колодец был очищен и вода снова стала пригодной для питья. Теперь многие паломники опять имеют возможность набрать с собой святой воды из монастырского колодца. Недавно один случай вновь засвидетельствовал целительную её силу. Женщина из г. Ровно, умывшись дома водой из колодца, получила исцеление от болезненных пятен, покрывавших её лицо.

 Колодец

Благодать познается многими не только у мощей, икон и у Креста, но, подходя еще только к обители, чувствуется особый Божий покров над ней. Пробыв здесь несколько дней, многие не хотят расстаться с ней, и благодарят Бога, позволившему им побывать на этом островке Божией благодати.

 

 

Фотоматериалы с сайта: dinaitour.com

© palomnikk

Бесплатный хостинг uCoz